На главную

 

 

Священник Вадим Арефьев — клирик Русской Православной Церкви Заграницей, служит в Брайтоне, Бруклин. Уже почти восемь лет он окормляет основанный при часовне святого праведного Иоанна Кронштадтского Дом трудолюбия — приют для бездомных, где проходят реабилитацию бывшие наркоманы, алкоголики, полностью асоциальные личности.

Очень интересен вопрос о кощунстве — что это: болезнь или преступление? Как ему противостоять? В первую очередь, мы всегда должны понимать, где кощунствуем мы. Здесь надо провести некую грань. Понятно, что верующий человек сознательно кощунствовать не будет. Но как защитить наши святыни от кощунствующих?

Скажу на примере нашего Дома трудолюбия. Каждый вторник мы стараемся выходить в подворотню. Мы выносим святыни — образа Христа и Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Кронштадтского, нашего небесного покровителя. Я стандартно выхожу не один, а с несколькими помощниками и говорю: «Ребята, если вдруг на нас физическое нападение, первое: возьмите святыни и уходите!»

У нас пока не было случая, чтобы происходило прямое осквернение наших святынь, втаптывание в грязь икон, но мы знаем, что во времена советского безбожия это было. Сколько раз солдаты попирали ногами, стреляли в иконы и так далее!

Я считаю, что мы должны это воспринимать так: будучи готовыми отдать за нее нашу жизнь, мы ни в коей мере не считаем, что святыня и есть Господь. Господь попираем не бывает. Но, если мы отдаем жизнь свою для того, чтобы защитить икону от попрания, мы защищаем Имя Божье, окно в мир невидимый. Я не сомневаюсь, что в таком случае Господь примет это как подвиг мученичества. Не надо бояться отдать свою жизнь!

С другой стороны, несем ли мы ответ, если мы не можем защитить святыню физически? Недавний известный пример: девчонки панки-феминистки ворвались в храм и устроили там какое-то безобразие. Мы с вами несем за это ответственность или не несем?

Отчасти, тем, что не смогли примером жизни своей донести Христа — несем. Глядя на нас, на меня, священника, они никак свою жизнь не изменили, а остались в убеждениях панков, натягивающих на голову цветные чулки, и пытаются забежать на амвон. И в этом плане я перед ними и перед Господом виноват в том, что я не смог проповедовать им Христа жизнью своей. Но физически я не мог — я просто понятия не имел, кто там ворвался в храм.

Господь каждому дает очень и очень ограниченные возможности: пять сантиметров налево, пять сантиметров направо, а дальше — смиряйся, брат, и молись за кощунников.

Почему они это творят? Конечно, по незнанию. Помните вопль Господа: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят!» Это же, на самом деле, относится ко всем богоборцам. Посмотрите, как отдавали свои жизни Новомученики и исповедники Российские. Есть не один случай, когда священники и епископы во время расстрела наставляли солдат, молились за тех, кто их в этот момент предавал смерти.

Это очень хороший пример стояния. Мы, с одной стороны, должны сказать: «Ты сначала через меня пройди, а потом попробуй оскверни образ», а с другой — не осуждать их, не проклинать, не пытаться устроить языческую месть: увидели каких-то кришнаитов, возьмем большие ложки и тоже дадим им по голове или сделаем им чего-нибудь еще гадкое!

Но это же языческий путь. А настоящий внутренний христианский путь: пойдем помолимся за них, обнимем любовью, объясним: «Ребятки, что же вы творите? Это же беззаконие!»

Мне кажется, очень важно везде и всюду, в любой ситуации проповедовать Христа.

Когда мы задумываемся о кощунстве, надо понимать, что вообще Господь попираем не бывает. Нам нужно сохранять свои святыни. Господу нужно только одно: чтобы мы сердце свое открыли. Наша защита Ему не нужна — Он же Творец вселенной. Как мы можем Его защитить? Это же смешно — если Он может дуновением Своим Своих врагов испепелить.

Это важно для нас. Для нас эта святынечка — это шанс проявить свою веру и стойкость.

Всем же кощунникам надо приводить примеры того, что случается с теми, кто так свободно обращается со святынями. Вы помните знаменитую историю, как окаменела девушка — об этих документальных событиях был недавно снят фильм «Чудо». Это не единственный случай. Батюшка из Кишинева рассказывал мне: в Молдавии был клуб в церкви, и на одной из дискотек одна девица проявила такие «разум и сообразительность», что вскочила на престол и начала танцевать. Через несколько секунд ее поразило страшное безумие: всю свою оставшуюся жизнь она провела в сумасшедшем доме.

Эти примеры надо просто спокойно рассказывать людям — даже неверующим. Что не надо так поступать — это ведь вам может повредить. Вы православных не обидите, не отвернете их таким образом от Христа.

А противостояние наше — не набрасываться, а защищать свою святыню спокойно и стойко.

Подготовила Мария Сеньчукова
pravmir.ru

 


 





Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.
Copyright © 2018
Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside Russia.
При использовании материалов, ссылка на источник обязательна:
"Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей"
75 East 93rd Street
New York, NY 10128, U.S.A.
Tel: (212) 534-1601
Э-адрес для информации, присылки новостей и материалов: webmaster@synod.com
Э-адрес для технических дел: info@synod.com