«Мы ожидаем взаимного признания друг друга как частей единой Русской Церкви» В Ваше высокопреосвященство, в своем послании Архиерейскому собору Русской Православной Церкви заграницей патриарх Алексий II говорит о «необходимости восстановления единства». В то же время в Послании Собора к пастве сказано, что на повестке дня стоит «вопрос не слияния или соединения Церквей, а установления нормальных церковных взаимоотношений между двумя частями некогда единой Русской церкви». Получается, что цели, которые ставит перед собой Русская Православная Церковь заграницей, не соответствуют целям Московского патриархата? Чего же все-таки ждет от диалога с Русской Православной Церкви МП Зарубежная Церковь? — Прежде всего мы ожидаем взаимного признания друг друга как частей единой Русской Церкви. Только когда мы этого достигнем, можно будет перейти к кропотливой работе над созиданием единства как в молитвенно-евхаристической жизни, так и в выстраивании управленческой структуры наших Церквей. Речь идет о признании фактически существующей автономии Зарубежной Церкви на основе канонических норм Русской Православной Церкви. Каким, на ваш взгляд, должен быть сценарий сближения? — Оно должно строиться строго на соборной основе. Эти вопросы должны решить церковные соборы Русской Православной Церкви Московского патриархата и Русской Православной Церкви заграницей. А конкретные предложения, которые будут вынесены на соборы, должны выработать созданные с обеих сторон специальные комиссии. Я бы не стал предвосхищать предложения этих комиссий, а посоветовал бы всем сохранять творческую свободу до тех пор, пока эти комиссии не приступили к делу. Какие конкретно вопросы планируется решить во время визита в Россию митрополита Лавра? — Предстоящий визит митрополита Лавра в Россию должен служить официальным началом предсоборного процесса. В одном из ваших интервью вы сказали, что российское государство требует переписать имущество Русской Православной Церкви заграницей в собственность РФ. Действительно ли об этом шла речь во время собеседований с Русской Православной Церковью Московского патриархата? Каким вы видите разрешение имущественного вопроса? — Во время наших собеседований с Русской Православной Церковью Московского патриархата в ноябре прошлого года имущественный вопрос не поднимался. На мой взгляд, церковное имущество Зарубежной Церкви, где бы оно ни находилось, должно оставаться епархиальным имуществом, как того и требует каноническое право. Установление любого единства с Московским патриархатом невозможно без решения проблемы клириков Русской Православной Церкви заграницей в России, которые с точки зрения Русской Православной Церкови Московского патриархата рукоположены незаконно. Есть ли шанс, что Москва пересмотрит эту позицию? — Я считаю, что и в этой области надо считаться с реальностями. Нельзя допустить, чтобы мы и впредь делали друг другу упреки. Иначе может также возникнуть вопрос о статусе клириков Московского патриархата на Западе. Чем он отличается от статуса клириков Зарубежной Церкви в России? Главное обвинение Русской Православной Церкви заграницей в адрес Московского патриархата — сотрудничество с безбожной властью. Как вы оцениваете российскую власть сегодня? — Поскольку я не живу в России и, к сожалению, не часто там бываю, мне трудно судить о новой российской власти. Но, глядя со стороны, кажется, что в отношении Церкви она достаточно нейтральна. Может ли Церковь принимать финансовую и политическую поддержку от нынешних властей? Может ли современное российское государство регулировать церковно-государственные отношения или содействовать улучшению межцерковных отношений? — На мой взгляд, российское государство в долгу у Церкви. Оно обкрадывало Церковь в течение десятилетий и теперь обязано поддерживать Церковь и содействовать ее возрождению и свободному развитию. В межцерковных отношениях государство может лишь давать толчки и содействовать разрешению трудно разрешимых вопросов. Как сегодня вы представляете себе канонический статус Московского патриархата? Ведь еще в 1990 году Русская Православная Церковь заграницей считала невозможным признать назначение патриархом Алексия II соборным волеизъявлением Русской Церкви. — Русский народ сделал свой выбор. Он признал нынешнюю Русскую Православную Церковь в России и ее священноначалие. Мы должны с этим считаться, несмотря на возможные возражения некоторых членов Зарубежной Церкви. В начале 90-х мы еще не могли воспринимать происходящие в России процессы так, как их воспринимали здешние люди. Жизнь в России пошла иным путем, чем представляли эмигранты. Приняли ли вы покаяние Святейшего Патриарха Алексия II и считаете ли вопрос обоюдного покаяния Церквей исчерпанным? — Патриарх принес покаяние лично, и мы воспринимаем это как его личный подвиг. Однако нам представляется, что покаяние Русской Церкви должно быть общецерковным, то есть должно быть зафиксировано в каком-то соборном документе. Мы говорим об этом не ради удовлетворения каких-то своих чувств и обид, а исключительно ради того, чтобы отрицательные явления не повторялись в будущем. Даниил Щепков ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ 26.1.2004 |