Православный съезд Германской епархии В Мюнхене завершился ежегодный Православный съезд Германской епархии. Съезд открылся утром 26 декабря торжественным пением молебна в Кафедральном соборе святых Новомучеников и Исповедников Российских. Молебен пели все участники, которых собралось со всей Германии свыше ста человек. Присутствовали оба архиерея Германской епархии – архиепископ Берлинский Марк и епископ Штуттгартский Агапит. Работу съезда вел протоиерей Николай Артемов. После молебна в приходском зале состоялся доклад архиепископа Марка: «Вопрос единства Русской Церкви – современная ситуация». Владыка сделал короткий обзор истории разделения Русской Церкви в XX веке, затем рассказал о недавних событиях в жизни Русской Церкви, непосредственным участником которых он сам был: о встрече с президентом Путиным, о поездке делегации Русской Православной Церкви заграницей в Москву, о недавнем пастырском Совещании в США. После многонедельных переживаний этих событий, о которых много сообщалось в Интернете, участникам семинара было дорого обо всем этом услышать личные впечатления и мысли своего архипастыря. Взвешенная, лишенная крайностей позиция архиепископа Марка одновременно подчеркивала как необходимость, так и трудность диалога с Русской Православной Церковью-Московского Патриархата. В частности, Владыка заметил, что на основании Указа №362 «для нас не может быть речи о даровании нам автономии от Московского Патриархата, а только о признании той автономии, которая уже фактически есть». После обеда выступил с докладом старейший священник Германской епархии, протоиерей Амвросий Бакгауз. Отец Амвросий говорил на тему: «Полвека церковной жизни в Германии. Личный опыт». Обладая редким даром слова, о. Амвросий живо и интересно, с большим чувством юмора рассказал о своем пастырском опыте в Германской епархии. Докладчик говорил на немецком языке. Для незнающих немецкого языка был предложен одновременный перевод на русский. Доклад о. Амвросия был встречен с восторгом. После небольшого перерыва участники съезда перешли в Кафедральный собор на вечерню с утреней. На службе Владыка Марк и два священника исповедовали участников съезда. На ранней литургии, начавшейся в 7:15 в субботу утром, причастилось 60 человек. После завтрака в субботу состоялся доклад приглашенного из Москвы кандидата богословия и исторических наук, А.В. Журавского на тему «Экклезиология священномученика Кирилла Казанского как основа единства Русской Церкви». Молодой историк А.В. Журавский был участником двух исторических конференций, проведенных Русской Зарубежной Церковью в Венгрии и в Москве. Изучив следственное дело и все сохранившиеся письма святителя Кирилла Казанского, А.В. Журавский написал диссертацию на тему экклезиологии священномученика Кирилла. В своем докладе А.В. Журавский прежде всего указал на то, что священномученик Кирилл в своей экклезиологии придерживался «царского пути», не уклоняясь ни вправо, ни влево. За это священномученик Кирилл подвергался нападкам как справа, так и слева. Основная позиция святителя Кирилла состояла в том, что он, признавая таинства сергиевской юрисдикции, воздерживался от литургического общения с митрополитом Сергием и ему подчиненными. Тот факт, что священномученик Кирилл в настоящее время прославлен и Русской Православной Церковью заграницей, и Московским Патриархатом, свидетельствует о том, что именно экклезиология митрополита Кирилла может лечь в основу диалога двух частей Русской Церкви. Докладчик заметил, что в наше время уже не слышатся призывы к канонизации митрополита Сергия, а митрополит Кирилл прославлен. В докладе был затронут и вопрос о признании тех, кто прежде не поминал митрополита Сергия, например, святителя Афанасия (Сахарова) патриарха Алексия (Симанского). Для темы доклада святитель Афанасий представлял особый интерес, т.к. он был учеником священномученика Кирилла. Докладчик объяснил, что решение святителя Афанасия поминать патриарха Алексия было обусловлено тем, что ко времени избрания патриарха Алексия I уже не оставалось в живых ни одного из законных Местоблюстителей патриаршего престола. Таким образом, по мысли докладчика, узурпации церковной власти не было. В докладе А.В. Журавского чувствовалась большая эрудиция молодого ученого. Вместе с тем, Александр Владимирович говорил доступно, ясно и интересно, с любовью к своей теме. Говоря об исследованных им допросах священномученика Кирилла, А.В. Журавский рассказал о том сильном впечатлении, которое произвели на него ответы митрополита Кирилла на вопросы чекистов: «Такое создается впечатление, – сказал докладчик, – будто каждое слово сказано для истории. Митрополит Кирилл заметно чувствовал необходимость христианского свидетельства, т.е. постоянно, ровно и достойно свидетельствует о Христе. Здесь я увидел, что значит – истинное достоинство православного архипастыря. Я изучил сотни следственных дел других духовных лиц. Но такого, как дело митрополита Кирилла, я не видел. Этого не передать словами». После доклада последовали вопросы и оживленная дискуссия. В частности, архиепископ Марк выразил свое недоумение по поводу решения святителя Афанасия (Сахарова), заметив, что структуру церковного управления патриарх Алексий унаследовал все-таки от патриарха Сергия. Докладчику задавались вопросы и о современной церковной жизни. После обеда в субботу состоялось заключительное заседание, после которого многие участники поспешили домой на свои приходы к воскресной всенощной. На заключительном заседании были выражены пожелания и предложены темы для следующего Православного съезда Германской епархии. Инокиня ВАССА |