На главную

 

 

Проповедь в праздник Пятидесятницы архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Тихона (Троицкого)

Сегодня Святая Церковь воспоминает то событие, которое в одно мгновение сделало галилейских рыбаков всемирными проповедниками. Событие Сошествия Святого Духа дало этим простым людям, нередко огорчившим Господа своею грубостью и малодушием, великую мощь духовную, такую мощь, такую несокрушимую силу, пред которой пали в прах и вековая религия Рима, так тесно слившаяся с его государственною жизнью, и языческая философская мудрость с ее представителями, и, наконец, самый государственный строй и бытовые обычаи, которые стремились охватить собою всю вселенную.

Вдумайтесь в эту силу апостольского воодушевления. Каждый человек и общество занимаются изучением той или другой специальности, причем каждая из последних ценится с точки зрения своей пользы. Так, механики и физики прославились тем, что доставили людям гигантские силы в дополнение своей природной немощи: медицина научает нас изгонять болезни тела; история - гражданскому опыту, языкознание пониманию инородной речи. Но как ничтожна эта польза разнородных знаний в сравнении с той силой влияния на человеческие сердца, с той нравственной мощью, которую получили в нынешней день апостолы; - в этом достаточно убедит нас самый поверхностный взгляд на существо человеческое. Посмотрите, может-ли любая специальность, любая отрасль деятельности вполне наполнить собой дух человека, вполне его удовлетворить? Нет! Как бы ревностно ни занимался земледелец своим хозяйством, как бы ни усердствовал воин к своей службе, как бы ни увлекался ученый чистым знанием, всетаки никто из них не в состоянии заглушить в себе некий голос, некую высшую потребность, напоминающую человеку о самоотвер­женном подвиге, о том, чтобы стремиться к высшему нрав­ственному совершенству. Эту цель, этот непременный долг человека, это единственное достойное его дело, если при­мется он исполнять, то скоро поймет, что исполнять его обычными, естественными средствами невозможно. Зло настолько въелось в человеческую природу, что воистину сбы­ваются слова апостола: «Окаянен аз человек! Не еже бо хощу доброе, сие творю, но еже не хощу злое, сие содеваю» (Рим. 7, 24. 19). Это нравственное бессилие, эта-то слабость духа, с которой не может справиться ни личная гениальность, нн сила одушевления, произвела в общественном русском cознании то, что почти все стали мириться с бесцельным прозябанием в тине себялюбия, стали считать всякие иные цели жизни лишь мечтой, свойственной юным годам. Не даром вос­клицает поэт, что нам «суждены лишь порывы благие, а свершить ничего не дано!»

Итак, самая жизнь с настойчивостью подтверждает учение Божественного Писания о том, что природа наша по­вреждена грехом, что мы требуем благодатного обновления, высшей духовной помощи, которая и была впервые дарована ныне святым Апостолам. Только при нелицемерной, живой вере в эту высшую помощь, получаемую нами в святых Таинствах, при живом сознании, что в деле нравственного подвига - ты не один, что этот подвиг не есть лишь твое личное начинание, идущее в разрез с обычаями и законами жизни, что, напротив, служа добру и борясь со страстями, ты имеешь Всемогущего Помощника и Покровителя Святого Духа, что Его всевышняя воля управляет жизнью, что поверх су­етливости и мелочности человеческих страстей совершается, невидимо для нас, Божественное промышление о нашем спа­сении, - одним словом только в общении с Отцом на­шим Небесным, можем мы удерживаться на высоте и лич­ного нравственного усовершенствования и безкорыстного, са­моотверженного служения ближним.

Торжествуя сегодня с Церковью преславное сошествие Духа Божия на апостолов, вспомним, что мы от самого крещения нашего, носим в самих себе небесное сокровище благодати сего Всесвятого Духа, которое может или обога­тить нас на всю вечность, если сохраним его в чистом сердце, если усугубим данный нам талант делами веры и благочестия, правды и святыни, любви и милосердия; или подвергнуть вечным мучениям, если потеряем его в жизни безпечной, греховной и нераскаянной. Убоимся оскорблять живущего в нас Духа Божия делами беззакония, чтобы не подвергнуться участи распинателей Христовых; будем воз­гревать в себе благодать Духа Божия благого­вейной молитвой и поучением в слове Божием; будем упражнять благодатные силы, дарованные нам Духом Святым, «во еже хотети и еже деяти о благоволении» (Фил. 2, 13), чтобы и мыслью, и желанием, и самым делом стремиться к тому, что истинно, что честно, что пречисто, что прелюбезно; что доброхвально; чтобы во всей жизни и делах наших яв­лялись плоды живущего в нас Духа Святого - любовь, ра­дость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кро­тость, воздержание. - «Будем жить и ходить Духом» (Гал. 5, 22-23) говорит Апостол Павел. Аминь.

 


 

 
Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.
Copyright © 2018
Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside Russia.
При использовании материалов, ссылка на источник обязательна:
"Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей"
75 East 93rd Street
New York, NY 10128, U.S.A.
Tel: (212) 534-1601
Э-адрес для информации, присылки новостей и материалов: webmaster@synod.com
Э-адрес для технических дел: info@synod.com