Проповедь архиепископа Никона (Рклицкого) в Неделю 10-ю по Пятидесятнице
«Сей же род не исходит токмо молитвой и постом» (Матф. 17, 21). Так объяснил Господь Своим ученикам, почему они не могли исцелить бесноватого отрока. «По неверию вашему», сказал Господь. И затем прибавил: «всей род изгоняется молитвой и постом». Под словами «сей род» очевидно нужно понимать диавольския искушения и земныя привязанности человека, которыя мешают ему подняться к небесным высотам.
Господь не только сказал о важности молитвы, но и показал личный пример молитвенного подвига. Так, перед избранием 12 Апостолов Господь «пребыл всю ночь в молитве к Богу» (Лук. 6, 12). После чудесного насыщения пяти тысяч людей пятью хлебами Господь «взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один» (Мф. 14, 23). Он также молился там всю ночь — только перед рассветом Он пошел по воде к Своим ученикам. Также во время Преображения «взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белой, блистающей...» (Лук. 9, 28-29). Он молился на Фаворе всю ночь, так как взошел Он на гору, вероятно, в конце вечера и нисшел с горы на другой день утром.
Зачем же нужна была Господу Иисусу Христу — всемогущему Богу молитва, какая была у Него нужда в молитве, и о чем Он молился? У Него была великая нужда и великая забота — о спасении человеческого рода и о Своей Церкви на земле. Трудность подвига Господа Иисуса Христа состояла в том, что Его проповедь была обращена к свободной воле людей. Господь молился о Своих учениках, которых Он терпеливо воспитывал, возводя их к познанию Его царства, и молился о Своей будущей Церкви, т. е. о всех нас, о том, чтобы мы своей свободной волей устояли в Его истине, Он молился, как воплотившийся человек, возводящий нас в Свое Божественное Царство.
Была еще особенная молитва у Господа в Гефсимании перед крестным распятием, которое Ему надлежало претерпеть для нашего спасения. Тогда душа Его скорбела смертельно. «И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающия на землю» (Лук. 22, 14-15). Должно думать, что, как разъясняет блаженнейший митрополит Антоний (Храповицкий), в этой молитве Господь, как всеведущий Бог и как наш личный Спаситель, объял каждого человека, молясь о каждом из нас Своей состраждущей любовью.
Научая нас молитве Своим личньм примером, Господь показал нам и учителей молитвы и среди них — жену Хананеянку, которая учить нас неотступности в молитве и о глубоком смирении.
Такое же могущественное значение, как молитва, имеет и пост. Господь также личным примером показал значение поста, Своим сорокодневным постом перед Своим исходом на проповедь, победив диавольския искушения.
В наше время пост, в особенности у нашей интеллигенции, находится в глубоком пренебрежении и забвении, и восстановление поста — неотложная потребность нашей духовной жизни.
|