На главную

 

Проблемы молодежи за рубежом и путь к их решению


Протоиерей Гавриил Макаров
(Секция 3: «Роль молодежи в консолидации общины»)
VI Всемирный Конгресс Соотечественников – Москва 01 ноября 2018.

Уважаемые Делегаты-Соотечественники,

Тема моего короткого выступления касается молодежи. В начале, я хочу привести слова великого писателя и мыслителя древней Православной Церкви, Святителя Иоанна Златоуста. Он жил в 4 веке и является автором той Литургии, которая сейчас служится каждодневно в наших Православных храмах. Вот его слова: «Если в не окрепшеи? еще душе запечатлены будут благие учения, никто не сможет их изгладить, когда она затвердеет, подобно тому, что бывает с восковой печатью.» 

Эти слова задают тон и моральное направление всему моему последующему выступлению. То есть, в них находится ключевая причина, почему Церковь, общество и даже государство, не могут относиться равнодушно к вопросам касающиеся воспитания молодежи.

Я хочу немного поделиться с вами о положении российских сооотечественников проживающих в Австралии, с особым акцентом на молодежь. Кое-что из того, что я скажу конечно будет для вас знакомым, но, может быть я смогу и затронуть что-нибудь для вас новое.

Немного о себе. Я священник Русской Православной Церкви Заграницей. Был рукоположен в сан священника в 1984 году и служу сейчас в Свято-Николаевском Соборе в г. Брисбен, Австралия. Собор наш имеет то отличие, что он является первым русским храмом на австралийской земле. В нашем приходе богослужения совершаются с 1923г. Родился в Китае, в г. Хайлар, и в 3-летнем возрасте, вместе с родителями иммигрировал в Австралию, в 1962 году. В Австралии проживаю 57 лет.

Помимо церковно-пастырской работы я много лет возглавлял Епархиального Молодежного Комитета при Австралийско-Новозеландской епархии. О работе с молодежью я и хочу вам рассказать.

Если у нас провести беседу с родителями, духовенством, педагогами, с бабушками, дедушками, то все будут сетовать на то, что в течении многих десятилетии? наблюдается печальная картина медленного, но постоянного отпадения от русско-культурной и церковной жизни значительной части нашей молодежи. Причины этого неоднородны, но на основные из них можно легко указать.

Первая – сегодня, более чем когда бы то не было в современной истории, мы живем в крайне плюралистическом обществе, в котором элементы духовных и культурных воззрений всех времен и народов присутствуют везде: в школе, на работе, в свободное время. Когда это мультикультурное месиво предлагается в форме политической корректности и взаимной толерантности современных дней, то нашей молодежи тяжело разобраться в сути вещей, и начинается процесс разъедания и обездушивания внутренних убеждений человека.

Вторая причина – перед нашей молодежи стоит задача сохранения своих русских православных корней в среде, культуре и обществе, отношение которых к этим корням не только не благосклонно, но зачастую и открыто враждебно.

Третья – на состояние молодежи сильно влияет подростковая среда. Часто это влияние мы недооцениваем, но в жизни каждого человека влияние подростковой среды особенно сильно ощущается в определенный критический период становления личности, который обычно выпадает на возраст от 12 до 20 лет. Для того, чтобы быть принятыми в желаемый круг общения, многие молодые люди, даже против своей воли, склоняются к поступкам, о которых в последствии сожалеют.

Посему очень важно, чтобы характер социальной группы или круга в котором находится молодой человек в это время, были позитивными. Вызывает сожаление тот печальный факт, что наши церковные общины и русские общественные организации часто не предоставляют никакой социально-групповой поддержки молодым людям, с тем, чтобы нейтрализовать воздействие на них потенциально вредных социальных групп.

Четвертая – нельзя не упомянуть еще один фактор в силу его заметного влияния на молодых людей, происходящих из традиционных русских семей. Это – ассимиляция. С каждым поколением в Австралии, как и в любой другой стране русского Разсеяния, происходит утеря или разбавление части нашего культурного и духовного наследия. Доказать, что это действительно так, довольно просто – каждое поколение русской эмиграции без колебаний утверждает, что оно более русское, чем последующие поколения.

Вряд ли есть нужда повторять ту простую мысль, что ассимиляция это естественный и неизбежный процесс и суть проблемы не в ассимиляции как таковой, а в том, чтобы она не происходила в ущерб нашему культурному и духовному богатству. Иными словами, многое из того, что страна-хозяйка предлагает нам, мы можем осмотрительно принять, при этом отнюдь не обезценивая сокровищницу наших собственных культурных и исторических традиций.

В связи с этим последним фактором нужно указать на одно, я бы сказал парадоксальное явление. Сейчас в Австралию переезжают из бывших стран Союза масса семей с молодыми и подрастающими детьми. Эти дети начинают приходит в наши храмы, записываются в русские школы и появляются на мероприятиях русских клубов.

Здесь нужно заметить, что в Австралии в каждом большом городе существуют русские школы, иногда несколько, и большею частью – прицерковные, воскресные. Следовательно, часто священник-настоятель прихода, по своему положению является и директором таковой школы.

Нередко наблюдаются случаи, где дети приехавшие в Австралию сравнительно недавно, ассимилируются в австралийской среде очень быстро, гораздо быстрее, чем дети предыдущих поколений. Иногда это происходит в течении 2/3-х лет. Таким образом, часто можно наблюдать такую курьезную картину – молодой человек, 2-го или даже 3-го поколения русских иммигрантов, приехавших в Австралию из Европы или Китая, считает себя (и по духу, ведет себя) более русским, чем тот, который приехал из Россиии всего лишь 2/3 года тому назад. И парадокс усугубляется и тем, что этот первый, – владеет английским языком, уже как родным, в совершенстве, а говорит по-русски еле-еле, но стремиться быть русским более, чем тот, который выехал из России недавно.

Здесь изложено только несколько причин для проблем молодежи (о смешанных браках, например, и о их последствиях, можно бы написать целую отдельную статью), но указанные причины самые основные.

В меру своих личных убеждений и жизненных обстоятельств, многие наши ребята борются против этих и других негативных влияний окружающей их среды, и печально, но факт, многие борятся неуспешно, сдают свои позиции, и некоторых из них мы теряем безвозвратно. И вот, на конечный результат этого и сетуем мы: родители, духовенство, преподаватели, организаторы.

На епархиальном, церковном, уровне мы сейчас преднамеренно сосредотачиваем внимание на выработке и развитии церковных и общественных механизмов, как на уровне отдельных приходов в каждом городе, так и на епархиальном уровне, для выявления и разрешения молодежных проблем.

В идеале, нужно воздействовать на ситуацию в ее зародыше, до того, как она успела развиться в большую беду. Еще лучше, если такие механизмы будут иметь в себе упреждающий элемент, и таким образом мы сможем влиять на проблему еще до того, как она возникла.

Работа с молодежью на епархиальном, церковном уровне, конечно, не новая идея, и непременно нужно следовать опыту других молодежных организаций, изымая то, что может быть для нас ценным, а также примеру многогранного опыта подобных церковных организацией в современной России, где проводится огромная работа по воцерковлению детей и подростков, и в которую активно включены церковные молодежные организации, детские лагеря и т.п.

Это активная работа в самой гуще молодежной среды, которая имеет свою задачу предварить возникновение проблем, о которых выше говорилось, а также помочь молодежи выработать систему мировозрения, которая бы открыла им глаза на разрушающую суть ценностей, преобладающих в современном обществе.

Примерами таковой активной работы в разных епархиях являются: 

- поддержка молодежных интернет-страниц,
- издания молодежных журналов,
- проведение молодежных съездов и лагерей,
- организация епархиальных и приходских спортивных сборов, поездок и прочих мероприятий с целью развития живых дружеских отношений среди православных молодых людей. Такие мероприятия незаменимы в деле создания здоровх групп молодежного общения, которые могли бы поддержать колеблющихся в трудные минуты. В общем, предоставить более благоприятную среду общения по сравнению с той, которая существует в других, часто нездоровых группах.
- спонсорство творческих поездок детских хоров.
- организация паломнических поездок молодых людеи? из всех епархий на Святую Землу и в Россию.
- оказание поддержки юношам и девушкам, желающим потрудиться во Славу Божию на послушаниях в наших обителях на Святой Земле, в России и в других местах.

Это только некоторые направления полезной, нужной, деятельности. Многие из этих идей и предложений уже применяются в нашей епархии. Нет сомнений, что если объединить опыт наших воспитателей, преподавателей и наставников молодежи, то предложений возникнет гораздо больше. Работы впереди много, и она не для близоруких и робких. Но это наша обязанность и наша задача.


В завершене моего выступления, хочется рассказать об одном из ярхих примеров деятельности, которая непосредственно связана с Россией и целенаправлена на молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет -- это международный съезд «Содружество Православной Молодежи».

Идея о Содружестве была инициирована и учреждена в Курской Области, Россия, в 2008 году, после подписания акта в 2007 году о каноническом общении Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей.


Первый съезд был проведен по благословению Первоиерархов РПЦЗ, ныне почившего митрополита Лавра и ныне действующего митрополита Илариона, архиепископов Курского и Рыльского Германа, Полоцкого и Глубокского Феодосия, Тернопольского и Кременецкого Сергия и при поддержке Полномочного представителя Президента РФ в Центьральном Федеральном Округе Георгия Сергеевича Полтавченко.

С 2007 года это необыкновенно интересное мероприятие устраивается ежегодно. В июле этого года был проведен 11-й съезд. За 11 лет Содружество включило в себя около 1,000 молодых людей, представителей Православной Церкви, из 26 стран и государств.

Молодежь делится на делегации: Российская, Украинская, Беларуская и Зарубежная. Каждая делегация возглавляется священнослужителем. В программу съездов включены: паломнические поездки в монастыри и храмы, богослужения, конференции, творческие презентации по делегациям, встречи с местной молодежью, и трудовые дни.

В течение 11 лет, в различных поездках по России молодежь посетила такие города как: Курск, Белгород, Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Калуга, Муром, Кострома, Радонеж, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Екатеринбург, Верхотурие; а за пределами России, Содружество посетило: Крым, Украину, Беларус, Германию, Швейцарию, Францию, Израиль, Сербию, Черногорию, и Австралию.

Среди целей и задач деятельности Содружества входят:
- организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи,
- миссионерское служение среди молодежи,
- налаживание и поддержка контактов между православными молодежными организациями России и православной молодежью зарубежных стран,
- создание условий для осознания единства духовных основ, нравственных
устоев, культурных традиций православной молодежи мира с целью налаживания устойчивых связей, многостороннего сотрудничества и духовного общения,
- содействие лучшему пониманию молодыми людьми православной веры и миссии Церкви в современном мире;
- организация обмена опытом,
- организация общения молодых людей в форме съездов, заграничных слетов,
лекции, семинаров, конференций,
- организация паломничеств и экскурсий.

[Выставка печатных материалов, альбомов, видеоматериалов ...] 
В заключение, я хочу повторить слова Святителя Иоанна Златоуста:
«Если в не окрепшей еще душе запечатлены будут благие учения, никто не сможет их изгладить, когда она затвердеет, подобно тому, что бывает с восковой печатью».

+

 

 


 

 
Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.
Copyright © 2018
Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside Russia.
При использовании материалов, ссылка на источник обязательна:
"Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей"
75 East 93rd Street
New York, NY 10128, U.S.A.
Tel: (212) 534-1601
Э-адрес для информации, присылки новостей и материалов: webmaster@synod.com
Э-адрес для технических дел: info@synod.com