От редакции: 2 июля 2011 г. исполняется 40 лет со дня кончины в Буэнос-Айресе Архиепископа Леонтия (Филипповича). Предлагаемое Вашему внимание слово было произнесено в 1958 году и опубликовано в номере 9 Православной Руси за 2000 год (сс. 1-3). Это слово приоткрывает внутренний мир Владыки Леонтия. Фотография: Во дворе помещения Архиерейского Синода. 1967 г. Владыка последний раз прибыл в Нью-Йорк для несения чреды в заседаниях Архиерейского Синода.
Пусть святые будут нашими друзьями
Слово в неделю Всех святых в земле российской просиявших
Архиепископ Леонтий Чилийский и Перуанский (+1971)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы с вами, дорогие братие и сестры, творим память в честь Всех святых в земле российстей просиявших, а их великое множество от начала христианской эры на Руси до настоящих дней. Когда мы просматриваем святцы, то среди множества святых имен кого мы здесь только не находим, на ряду с именитыми – простых, богатых и бедных, ученых и простецов, духовных и мирян – это ведомые угодники Божии; а миллионы угодивших Богу, не вписанные в книгу земных святцев, но имена коих написаны в Божественной книге жизни? Имена и подвиги их Ты Сам веси, Господи. Все они в тот или иной час и время своей земной жизни послушались Господа Бога и Его призыв – «идите за мной» (Матф. 4, 19).
По природе мы мучительно одиноки, и чем дальше живем в этом мире, тем мучительнее ощущаем свое одиночество. Одиночество это тот ужас, от которого стремится убежать каждая человеческая душа. Человек ищет всегда ищет «кого-нибудь», с кем бы можно было «молвить слово». Человек ищет дружбы. Но истинная дружба – тот самый благовонный и, вместе с тем, редчайший цветок в пустыне этого мира. В сокровищнице поэзии лейтмотив одиночества звучит сильнее всего. Мечтая «о дружбе», поэты вынуждены признать, что на земле царит беспощадное одиночество:
«Проходят дни, проходят сроки,
свободы тщетно жаждем мы.
Мы беспощадно одиноки
На дне своей души-тюрьмы.
Принуждены мы к вечной келлии,
И в наше тусклое окно
Чужое горе и веселье
Так зло искжаено».
И другое: «Чужое сердце – мир чужой». Часто друзья покидают нас в тяжелую минуту жизни и дружба казавшаяся прочной рассеивается, как дым. В какую бы форму дружба не вылилась и до какой бы преданности и нежности не дошла, она всегда оказывается «меньше» того, о чем мы мечтаем. Она будет всегда бессильна удовлетворить той нашей глубокой потребности, которая живет в бессмертной душе. Мы способны сказать брату, другу, матери, отцу и т.д. о многом, но в тайниках нашей души всегда останется «нечто», чего открыть нельзя даже самому близкому, дорогому и надежному человеку. Знающий об этом уже не обольщается надеждой найти совершенного друга среди людей. Ему ясно, что сердце может удовлетвориться только дружбой Божией, и он непременно найдет Того Друга, Которому можно открыть всю душу. Мы можем назвать истинным другом только Того, Кому известны все наши не только положительные, но и отрицательные стороны и Кто все же продолжает любить нас. Истинный друг охотно выпивает вместе с нами чашу горького одиночества. Такими бывают жены ссыльных, духовные дети своих духовны пастырей и архипастырей, что имело место и ныне есть в нашей подъяерменой России.
Но как мало тех, кто готов любить нас «незаслуженно», кто способен нести тяжкое бремя нашего несовершенства, услаждать горечь одинокой души, подставлять плечи под тяготы и нужды нашей личной жизни. Как много в мире людей, жаждущих дружбы и кто может быть назван другом. Христос Спаситель знает нас, одиноких и несовершенных, и тем не менее, ищет нашей дружбы.
«Как много в мире обществ
и кружков,
где под личиной дружбы –
лицемерие.
Но круг любви Христовой
не таков,
В нем каждому вниманье
И доверие».
Большинство людей, жаждущих дружбы, забывают об этом. Люди забывают о том, что высшим нашим наслаждением оказывается только общение с Творцом, «только в Боге успокаивайся, душа моя» (Пс. 61, 6), – восклицает псалмопевец. Бог создал нас дабы мы разделили с Ним блаженство взаимного общения. Бог являлся в Эдемский сад к Адаму и Еве и в прохладе дня беседовал с ними (ср. Быт. 3,8). Но эта дружба длилась недолго. Грехопадение человеческое все извратило, нарушило, уничтожило. Остался только идеал дружбы, желание найти утраченное, восстановить разрушенное. Человеческая душа отлично знает, что только дружба со Христом Спасителем может ответить всем требованиям и запросам, осуществить идеал и обогатить вечными немеркнущими ценностями. Человек жаждет такой дружбы, которая способствовала бы его духовному росту. Дружба, предлагаемая Христом, вполне удовлетворяет и этим требованиям. «Никто в мире, -- говорил Метрелинк, -- не ищет так жадно красоты, ничто в мире не возвышается так естественно и не облагораживается столь быстро. Ничто в мире не возвышает душу более незаметно и естественно, чем уверенность, что тут, поблизости есть “некто чистый и прекрасный, кого она может любить без (…) [обрыв в машинопси]”». Отсюда можно заключить, что нет большей опасности для человека, как близость с дурными людьми, и нет высшего блага для души, как общение с Совершеннейшим Христом. И кто может заменить или превзойти Христа в этом отношении? Пройдем все летописи, обозрим все государства, исследуем все памятники, изучим все произведения искусства, взглянем на окружающую жизнь, призовем на помощь воображение, найдется ли что-нибудь выше, чище, благороднее и святее Его характера, Его действий. Это явление – «единственное в истории человеческого рода, ни с каким несравненное, особенное и чудесное. Ни прежде, ни после, нигде, никогда, ни наяву, ни во сне, невиданно, неслыханно, не думано, не воображено ничего подобного», -- говорит академик Погодин.
В присутствии кого человеческая душа способна была бы возвышаться, возрастать и облагораживаться? Какая иная красота может сравниться с нетленной красотой Христа? И действительно, одна есть в мире красота – любовь за нас распятого Христа. Та красота, которая, по словам Достоевского, призвана спасти мир. И если сердце человеческое побеждается не оружием и угрозами, но любовью и великодушием, то победа Христова над душою человека обеспечена.
Евангелие обладает свойством – проникать в души обыкновенных смертных и в души самых великих мыслителей. Оно принимается и неграмотным крестьянином, и Ньютоном, и академиком Павловым. Мудрые люди никогда не считали предосудительным подчиняться влиянию, которое способно пробуждать благородные чувства, возвышенные решения и святые поступки. Чем замечательны ветхозаветные патриархи и пророки, новозаветные апостолы и мученики, а также все святые, и в том числе наши святые – по плоти русские, как ни этой дружбой с Богом, сознанием, что Бог присутствует на каждом шагу их жизни. Христос Спаситель сказал: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28, 20), и учил учеников этому уроку не только путем проповеди Его явления по Воскресении. Он с нами во всех обстоятельствах жизни. Он никогда не покидает нас.
Не эта ли уверенность апостолов в постоянном невидимом пребывании Христа среди них сделала апостолов великими? Не это ли незримое присутствие Христа одухотворяло и всех христиан и одухотворяет до нынешнего дня. Не оно ли творило в душе восторг и заставляло людей ликовать в узах, в катакомбах, в заточении, на крестах, на аренах, среди разъяренных зверей, на кострах, перед правителями и языческими царями, перед нынешними гонителями Христианства и особенно там, на нашей многострадальной родине.
«Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3, 20). В чем заключается высокий смысл дружбы с Богом? В том, чтобы Богу можно было обогатить нас Собою, чтобы сообщить нам Его Дух, Его Подобие, Его совершенный характер, чтобы избавить нас от чувства страха и одиночества, чтобы защитить нас от Диавола, и чтобы, таким образом, мы способны были «возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2, 9), «Вы друзья Мои, если исполняете то, что заповедую Вам» (Иоанн. 15, 14). Единственное условие дружбы, которое Господь ставит человеку – «если исполняете». Есть люди, которые легкомысленно считают, что для дружбы с Христом Спасителем достаточно признавать Бога, быть набожным, жертвовать на добрые дела и т.п. Но наша дружба должна зиждиться не только на делах и вере, но и на любви. Истинные друзья всегда связаны взаимной любовью и доверяют друг другу. Доверие зиждется на любви. Кого любим, тому доверяем. Но если я Богу не доверяю, как могу я стать Его Другом? Только любовь Христа вызывает взаимную любовь и взаимное доверие. Из всех сил человеческой природы способность любить Бога и доверяться Ему – самая светлая, высокая и самая могущественная сила. Он возлюбил нас, а не мы, и послал Сына Своего в умилостивление за наши грехи. Простой кусок железа притягивается магнитом, и от чистого соприкосновения с ним и сам получает свойства магнита, так и человек, привлеченный силой Бога любви становится способным на то, на что не был способен никогда раньше – любить Бога, любить ближнего, любить всех. Если мы становимся друзьями Бога, «любовь Бога изливается на сердца наши Духом Святым» (ср. Рим. 5,5) «сие не от нас – Божеский дар, не от дел, чтобы никто не хвалился» (ср. Еф. 2,8).
У друзей самые простые и самые искрения взаимоотношения. Непонятным показом была бы дружба та, где друг оказывался бы в стороне от всех планов и предположений того, с кем он делил свою дружбу, стал бы безучастным и не разделил бы всех затруднений своего друга. Можно ли назвать друзьями тех, которые избегают друг друга и при встрече чувствуют какую-то странную напряженность и ждут, как бы поскорее расстаться? Такой же подозрительной покажется и наша дружба с Богом, когда у нас не будет молитвенной беседы, ни жажды пребыть с Богом в уединенном благоговейном общении. Св. пророк Давид говорит: «как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе Боже» (Пс. 41, 2). Являемся ли мы друзьями Божиими? Знают ли о нашей дружбы окружающие нас люди? Один из друзей президента Линкольна, умирая, завещал не упоминать своего имени на могильной плите, он просил начертать на ней: «здесь покоится друг Линкольна». Дал бы Бог, чтобы на сердце и на всей жизни каждого из нас можно было прочесть всегда: «В душе того человека обитает Христос». Друг искреннюю любовь, глубокую привязанность приобретает только дружбой, любовью и привязанностью.
Между друзьями нет секретов. Чуждое нам и часто тягостное общение с людьми толкает нас к единению. Общение с людьми обыкновенно располагает нас к откровению, мы вверяем им наши тайны, открываем сокровенное нашей жизни, святая святых нашей души. Случайных гостей мы принимаем с соблюдением требования внешнего этикета, друзья же приходят к нам запросто. «И сказал Господь: “Утаю ли Я от Авраама (раба Моего), что хочу сделать?”» (Быт. 18, 17). Все, что мы переживаем в сердце, чувствуем в душе, мы должны излить Богу в молитве и поведать Ему даже о своих сомнениях, тревогах и ропоте, – такая искренность только укрепляет нашу дружбу с Богом.
Друзья спешат исполнить взаимные желания. Суровые наставления и понуждения в обыденной жизни – «ты должен, ты обязан» – не могут быть применяемы в истинной дружбе. Дружбе всегда свойственна взаимная предупредительность, взаимное послушание и угождение. Авраам с радостью вышел из земли своей, из родства своего, из дому своего, и поступил так потому, что любил Бога и доверялся Ему. Если мы любим, мы стараемся угадать и предупредить каждое желание любимого нами друга. Желания боящихся Его Он исполняет, а желания праведных есть одно добро (ср. Пс. 9, 38). Что было свойственно и нашим святым. Истинные друзья всегда готовы постоять друг за друга. Авраам вступился за Бога, став на Его сторону, отмежевался от окружавших язычников, и Господь ободряет Своего слабого друга: «Не бойся, Аврам, Я твой щит» (Быт. 15, 1). Когда мы защищаем Бога, Бог защищает наши интересы. Не оставлю тебя и не покину, – «будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10).
Земная дружба ненадежна, у нее свои ограниченные сроки. Дружба со Христом безгранична, неизменна, вечна. Подружиться, сблизиться с самым совершенным из других – какая благословенная и неотложная задача для каждого человека, особенно для тех сердец, которые только вступают в жизнь. Какой благодатный отпечаток наложит эта святая связь на жизненный успех юношей, смело вверивших свое настоящее и будущее Богу – «Они будут Моими, говорит Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему» (Мал. 3, 17). Особенно молодые это должны помнить крепко, пока у вас молодая совесть чутка, мысли чисты, воля свободна, сердца, душа, разум жаждут правды и устремляются ввысь, а позже совершить этот необходимый шаг в жизни человека вам будет все труднее и труднее. Как много среди нас сознательно и упорно убивающих часы своей жизни, уродующих недели, растлевающих месяцы, удушающих годы, губящих всю драгоценную, неповторимую жизнь. Итак, жизнь многих из нас, особенно близящихся к закату, представляет собой не стройные, талантливо написанные книги, а бездарное нагромождение пустых слов, ненужных фраз, жутких фактов, добрые порывы и желания улетучивались и слабели, строй свой дом на песке. А слово Божие, устами св. Иова Многострадального, говорит: «Сблизься же с Ним – и будешь спокоен», друг мой, брат мой, страдающий, кто бы ты ни был, не падай душой (ср. Иов. 22, 21). Сам Христос Спаситель стучится в наше сердце. На протяжении многих лет Он неоднократно стучался в наше сердце, через все наши падения, неудачи, чрез болезни и лишения крова. Мы часто бываем духовно слепы и глухи. Но нет такой бездны человеческого падения, из которой Он не мог бы извлечь. Перед нами пример пророка Давида.
В спасительной силе Божией убедились ныне празднуемые святые и убеждаются миллионы людей. Обратимся к Нему, «Я взыскал Господа, и Он услышал меня и от всех опасностей моих избавил меня» (Пс. 33, 5). Все святые всех веков и народов свидетельствуют своим славным духовным опытом о возможности спасения и получения от Бога новой духовной природы. Они утверждают достоверность бессмертия. Перед их святым христианским подвигом нравственное отчаяние, неверие теряют под собой почву. Это великое облако свидетелей, в частности наших русских святых, обнадеживает нас и удостоверяет, что верой в Бога человек облекается в силу, над законами плоти, превратностями жизни, над всем ударами судьбы... Наша жизнь изобилует удивительными примерами, подтверждая достоверность этой истины. Ее страницы таят в себе неопровержимое свидетельство Божие о возможности столь желанной для нас внутренней духовной перемены. Аминь.
1958
(Православная Русь, 9, 2000, 1-3)
|