КОММЕНТАРИЙ
к совместному документу
Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви
"Об отношениях Церкви и государства"
Одним из важнейших вопросов церковной жизни ХХ века, несомненно,
является вопрос отношений Церкви и государства. Обе Комиссии сочли
необходимым высказаться об одном из самых трагических явлений недавней
церковной истории, соборное осознание которой необходимо на пути
восстановления единства Русской Церкви. Речь идет о Послании Заместителя
Патриаршего Местоблюстителя от 16/29 июля 1927 года, которое часто
именуют "Декларацией", а также о последующей церковной
политике в условиях богоборческого тоталитарного режима.
1. Хотя издание "Декларации" и не было единственной причиной
церковных разделений, возникших в 1920-е годы, не подлежит сомнению,
что толчком к закреплению административного разрыва между Церковью
внутри России и ее зарубежной эмигрантской частью послужил именно
этот документ. Он стал для многих и началом разобщения духовного.
2. "Декларация" была написана под беспрецедентным нажимом
со стороны богоборческой власти, угрожавшей полным пресечением всех
легальных форм церковной жизни. Об этом Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Алексий II сказал еще в 1991 году:
"Сегодня мы можем сказать, что неправда замешана в Декларации.
Декларация ставила своей целью поставить Церковь в правильное отношение
к советскому правительству. Но эти отношения – а в Декларации они
ясно обрисовываются как подчинение Церкви интересам государственной
политики – как раз не являются правильными с точки зрения Церкви"
.
3. Церковная политика митрополита Сергия, несомненно, была направлена
на сохранение церковной иерархии, которую стремились уничтожить
богоборцы, а также возможности преподания Таинств. Как показало
время, общины, отошедшие от общения с церковной иерархией, возглавляемой
митрополитом Сергием, лишены были возможности выжить в условиях
гонений, а сохранившиеся их остатки не могли открыто проповедовать
Христово учение и влиять на духовную жизнь народа. После Поместного
Собора 1945 года значительная часть "непоминающих" клириков
и мирян вошла в юрисдикцию Московского Патриархата. Среди оставшихся
вне общения с Московской Патриархией проявлялась опасность уклонения
в сектантство.
4. Политика митрополита Сергия способствовала воссозданию церковной
жизни во время и после Второй мировой войны.
Патриотическая позиция, выраженная, в частности, и в "Декларации",
в годы Великой Отечественной войны нашла отклик в сердцах многих
членов Русской Православной Церкви. Православные воевали и трудились
для блага своей Родины, как святые великомученики Георгий Победоносец,
Феодор Стратилат и многие святые воины первых веков христианства
воевали, защищая свою языческую страну, как преподобный Иоанн Дамаскин
трудился для блага своей страны, находившейся под мусульманской
властью. Деятельность архиереев и пастырей Русской Православной
Церкви, в годы Второй Мировой войны благословлявших народ на самопожертвование
в борьбе с фашизмом, стала ярким примером выполнения христианского
и патриотического долга. Осознание страшной опасности германского
нацизма было свойственно и архипастырям Русской Зарубежной Церкви,
сострадавшим трагическим судьбам русского народа. Известно, что
находившийся вне досягаемости безбожной власти архиепископ Иоанн
(Максимович), причисленный Русской Зарубежной Церковью к лику святых,
служил молебны за победу своего Отечества, проводил денежные сборы
на нужды борющейся армии.
5. Издание "Декларации" не означало, что Церковь единомысленна
с идеологией безбожной власти. В документе была сделана попытка
показать то, о чем Церковь говорила с первых веков своей истории,
со времен апостолов и апологетов: христиане – не враги государства.
Однако для безбожной власти православные христиане и после издания
"Декларации" остались неблагонадежными и чуждыми.
Вместе с тем, "Декларация" внесла жестокое разделение
в среду церковного народа. Известны случаи, когда на допросах "непоминающих"
священнослужителей гонители Церкви ссылались на "Декларацию".
Она явилась и все еще является соблазном для многих чад Русской
Православной Церкви.
6. На протяжении двухтысячелетней истории Церкви подобного рода
компромиссы в условиях гонений известны. Но никогда ни люди, шедшие
на компромиссы ради сохранения легального существования Церкви,
ни, конечно же, те, кто не соглашался с такой политикой, не считали
путь компромиссов нормальным, единственным и естественным для Церкви
Христовой.
7. Мученики и исповедники, отдававшие свою жизнь за Христа и Его
Церковь, в изобилии были как среди принявших "Декларацию",
так и среди отвергавших ее. Из тех и других многие ныне причислены
к лику святых. Действия митрополита Сергия, которые вызывали и вызывают
так много споров, были, несомненно, продиктованы поиском путей сохранения
церковной жизни в наступившей переломной эпохе, в небывало тяжелых
условиях. "Трагедия митрополита Сергия заключается в том, что
он пытался 'под честное слово' договориться с преступниками, дорвавшимися
до власти" .
8. Как в зарубежной части Русской Церкви, так – что особенно важно
– и внутри России "Декларация" расценивалась церковным
народом как болезненный, трагический компромисс, но не как свободный
голос Христовой Церкви.
9. В полном согласии с церковным, святоотеческим учением об отношении
Церкви и мирской власти сформулированы соответствующие главы документа,
принятого на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви Московского
Патриархата (август 2000 года) и вскоре получившего положительную
оценку на Архиерейском Соборе Русской Зарубежной Церкви (октябрь
2000 года).
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви в ряде положений
ясно указывают принципы церковного подхода к взаимоотношениям Церкви
и государства. В частности, здесь говорится о том, что Церковь при
определенных обстоятельствах должна призвать к гражданскому неповиновению.
"Основы" содержат мысли, принципиально отличающиеся от
тех, что выражены в "Декларации".
Сопоставляя "Декларацию" с Основами социальной концепции,
митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на Архиерейском Соборе
в октябре 2004 года отметил:
"Свободный голос Церкви, с особенной отчетливостью прозвучавший
в этом соборном документе ("Основах"), даёт возможность
взглянуть по-новому на "Декларацию". При всем понимании
того, что курс отношения к государству, который был избран в 1927
году, обосновывался побуждениями сохранить возможность легального
существования Церкви, – этот курс Собором Русской Православной Церкви
авторитетно был признан не соответствующим подлинной норме церковно-государственных
отношений. Эпохе церковной несвободы пришел конец".
Таким образом, "Декларация" признана документом вынужденным,
не выражающим свободной церковной воли.
Вместе с тем, критическая оценка упомянутого документа не означает
осуждения Святейшего Патриарха Сергия, не выражает желания омрачить
его образ и умалить подвиг его Первосвятительского служения в тяжелейшие
годы существования Церкви в Советском Союзе.
Как сказал в 1991 году Святейший Патриарх Алексий II, "Декларация
митрополита Сергия в целом ушла в прошлое, и мы не руководствуемся
ею" .
Отказом Русской Церкви от того курса в своих отношениях с государством,
который отражен в "Декларации", открывается путь к полноте
братского общения.
___________________________________________
Святейший Патриарх Алексий II: Принимаю ответственность
за все, что было // Журнал Московской Патриархии, 1991, No 10, с.5-6.
Там же с. 6.
3 См., в частности:
III.5 — "Церковь призвана с терпением переносить гонения,
не отказывая государству, преследующему её, в лояльности. Правовой
суверенитет на территории государства принадлежит его властям.
Следовательно, они и определяют юридический статус Поместной Церкви
или ее части, предоставляя им возможность нестесненного исполнения
церковной миссии или ограничивая такую возможность. Государственная
власть тем самым перед лицом Вечной Правды выносит суд о себе
самой и, в конце концов, предрекает свою судьбу. Церковь сохраняет
лояльность государству, но выше требований лояльности стоит Божественная
заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при
любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих
к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным
деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении".
III.6 — "Церковь должна указывать государству на недопустимость
распространения убеждений или действий, ведущих к установлению
всецелого контроля за жизнью личности, её убеждениями и отношениями
с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной
нравственности, оскорблению религиозных чувств, нарушению ущерба
культурно-духовной самобытности народа или возникновения угрозы
священному дару жизни".
III.8 — "Существуют области, в которых священнослужители
и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству,
сотрудничать с ним. Это: а) политическая борьба, предвыборная
агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий,
общественных и политических лидеров; б) ведение гражданской войны
или агрессивной внешней войны; в) непосредственное участие в разведывательной
и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным
законом сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному
Священноначалию".
IV.3 — "В тех случаях, когда человеческий закон совершенно
отвергает абсолютную божественную норму, заменяя ее противоположной,
он перестаёт быть законом, становясь беззаконием, в какие бы правовые
одежды он ни рядился".
IV.9 — "Когда же исполнение требования закона угрожает вечному
спасению, предполагает акт вероотступничества или совершение иного
несомненного греха перед Богом и ближним, христианин призывается
к подвигу исповедничества ради правды Божией и спасения своей
души для Вечной жизни. Он должен открыто выступать законным образом
против безусловного нарушения обществом и государством установлений
и заповедей Божиих, а если такое законное выступление невозможно
или неэффективно, занимать позицию гражданского неповиновения".
V.2 — "Церковь проповедует мир и соработничество людей, придерживающихся
различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных
политических убеждений среди её епископата, клира и мирян, за
исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим
православному вероучению и нравственным нормам церковного Предания".
Святейший Патриарх
Алексий II: Принимаю ответственность за все, что было // Журнал
Московской Патриархии, 1991, No 10, с.6.
|